Описание европейских шлемов X-XVII веков

Начиная эту статью, я задумался не о поиске материала, а о том, как писал сочинения в школе. Вступление, основная часть, заключение... Золотое детство... Именно тогда я вдруг заинтересовался "лыцарями". Сначала Вальтер Скотт, Конан Дойл... Потом Мэлори... А там и до специальной литературы дошло. Сейчас я просто не смогу вспомнить и привести весь список литературы, перерытой мною за прошедшие более чем двадцать лет, так что можно считать это описание популярным, или даже описательным, не претендующим на серьезный труд. Однако... Я уверен, что так и было!

Для контроля, после окончания я дам почитать текст человеку, который разбирается в данном предмете гораздо лучше меня, и внесу изменения сообразно его комментариям. Он-то как раз может приводить в подтверждение своих слов цитаты из серьезных научных исторических и археологических трудов на память, с указанием авторов, страниц и абзацев. На этом окончу вступление, и перейду собственно к тексту.

Неандертальцы дрались каменными топорами. При попадании в голову они брали новый топор, и продолжали драться. Лишь к становлению древнейших цивилизаций и развитию, или скорее появлению, металлургии, люди начали предполагать, что голова для чего-то все-таки нужна, и неплохо бы ее чем-то защищать. Однако я пропущу Междуречье, Ассирию, Египет, греческую экспансию, краткий проблеск Македонии, взлет и падение Империи... Просто упомяну, что развитие шлемов неразрывно связано с развитием доспехов и оружия. Когда я написал последнюю фразу, мне в голову случайно закралась мысль - а зачем вообще что-то писать, кроме этой фразы? Она и отражает весь путь развития шлемов с древнейших времен, до наших дней. Так что особо нетерпеливые могут на этом и завершить чтение, я же продолжу рассказ...

Империя пала. Вся Европа использует осколки Рима, в том числе и шлемы. Первые относительно самобытные шлемы стали появляться в VII-VIII веке на севере Европы - в Скандинавии и Франции. По конструкции и внешнему виду викингские шлемы мало отличались от некоторых типов римских шлемов, однако римское влияние так далеко на севере было малозаметно (у римлян мерзли ноги, а до штанов они так и не додумались) и их вполне можно считать самобытными. К простому плоскому железному обручу приклепывались накрест две дуги - вот и весь шлем. В ранних раскопках эти железяки были голыми, однако можно предположить, что такая штука все же носилась на кожаной шапке, а позже и слилась с ней. Так появились шлемы викингов - полусферические кожаные или металлические колпаки, армированные железными полосами на заклепках. Шлемы франков имели чуть иную, островерхнюю, форму, конструкционно же не отличались. Процесс изготовления таких шлемов был незамысловат, и в VII-X веках вся Европа прикрывала голову именно так.

Шли года, десятилетия. Шлемы видоизменялись, но не сильно. К моменту завоевания Англии Вильгельмом, дикие саксы на Острове все еще носили викинги, а французы пришли в островерхних шлемах немного иной конструкции. К тому времени получили распространение так называемые хауберги - длинные кольчатые рубахи с капюшоном, и шлемы теперь надевались поверх колец. Хауберг, да и вообще металлический доспех, мог себе позволить не каждый, так что простая пехота носила кожанки, иногда проклепаные для усиления, а под шлемы натягивался кольчатый капюшон. Сами шлемы были цельноковаными колпаками, или же из склепаных лепестков, с усилением по ободу, и переносьем. Стрелка защищающая лицо обычно была частью обода, но иногда крепилась винтом. Чуть позже вместо кольчатого капюшона и хауберга стали использовать кольчатый полог, который крепился к ободу шлема, тот что по-русски называется бармицей. Кстати, франк IX века очень напоминал русича XII века - островерхний шлем, кольчуга, миндалевидный щит... К чему бы это? Шлемы того времени были именно колпаками, то есть не прикрывали затылок, и вообще прикрывали лишь верх головы, не натягиваясь даже на уши - такими европейские рыцари пошли отвоевывать чей-то гроб в первый раз. Первый крестовый поход многое сделал для развития военной науки, в том числе и шлемов. После него появились более глубокие шлемы - это были топхельмы, а по-русски ведра или горшки. Это и правда были ведра и горшки из железа. Толстые войлочные или стеганые подшлемники обеспечивали целостность головы при ударах. Да и сама голова была теперь прикрыта полностью. Наконец-то закрыли лицо, оставив лишь узкие смотровые щели и решетку для дыхания. Кстати, дышать в таких шлемах довольно тяжело. Пять минут активных действий, и воздуха начинает не хватать. Форма у топхельмов была разнообразная - и цилиндрическая, и покатая, и с намеком на забрало, правда слитое с самим шлемом, так как до открывающихся забрал человеческая мысль пока не дошла. В такой малоизменяющейся форме шлемы просуществовали почти три столетия, пока не пришла эпоха бацинетов.

Помимо рыцарских шлемов, каковыми были топхельмы, существовали и более дешевые варианты, которые носила простая пехота. Конструктивно это были обычные железные колпаки различных форм. Когда к ним приклепывались поля - это уже называлось шапелем. Полукруглые колпаки могли клепаться из лепестков, позже крепились сваркой, цилиндрические и куполообразные просто клепались. Именно в шапелях обычно представляется городская стража. Правда пехотными они были не только от дешевизны - если пехотинцу попадал на голову топхельм, то он очень быстро становился мертвым пехотинцем в топхельме. С классической рыцарской тактикой ведения верхового боя - съехаться, стукнуть, разъехаться, развернуться, повторить, широкий обзор был не нужен - хватало и узких щелей, а вот в пешем строю жизненно необходимо было убедиться, что тебя никто не ткнет в бок пером на двухметровом древке. Делать их было дешево - это было одной из причин их широкого распространения как в пространстве, так и во времени. Кстати, насчет распространения, Европа - и правда очень маленькая, а крестовые походы и бродячие, то есть странствующие, рыцари и наемники очень способствовали перемешиванию культур. Так что хоть по форме шлема и можно было отличить местность, из которой он вышел, то конструкция оставалась практически идентичной по всей бывшей территории завоеваний Шарлеманя - от Британии на западе, до Византии на востоке, и от Испании на юге, до Швеции на севере. Тут же добавлю еще одну необходимую сноску - я так старательно делю шлемы на рыцарские и пехотные лишь по признаку преобладания. То есть вполне можно было встретить рыцаря на походе в шапеле или даже простой железной шапке, когда таскать топхельм и тяжело и не нужно, однако пустая голова не дает покоя. Да и "простая пехота" бывало ездила верхом - например рыцарское копье - не то которое он таскал в руках, а небольшой отряд слуг и оруженосцев, что во время боя выстраивался за сюзереном - они также носили легкие шлемы. Насчет рыцаря не в копейном бою или спешеного тоже наверное необходима сноска - при наличи хоть каких-то доспехов, хотя бы той же кольчуги, защита головы была важнее обзора. Пехота же часто вообще не имела доспехов.

Два века, XII и XIII, прошли рыцари в топхельмах... Но уже в Столетнюю войну и Англия и Франция вступили в новых доспехах, а соответственно и шлемах. Широкое распространение получили пластинчатые и латные доспехи - сплинты, бандеды и бригандины, а на голове появился бацинет (bascinet). Бацинетами назывались горшки из толстой стали, сваренные из двух половин - внутри был подшлемник из толстого войлока или стеганки, а по нижнему краю, через кожаную полосу был пришнурован кольчатый полог. Бацинеты были разной формы - от сферических, до заостренных вверху. Забрала к ним в пешем строю не применялись по вышеописаным причинам (1), а так их существовало четыре типа. Каждый тип забрала был в чем-то хорош, хотя значительного преимущества не было ни у одного, по географическому признаку они тоже не разделялись, так что форма забрала зависела исключительно от личных пристрастий.

1

2

3

4

5

Хундсгугель, или собачья голова (2) - под узкими прорезями смотровых щелей вытягивался вперед длинный острый нос, иногда загибающийся книзу. Свиная голова (3) - вместо длинного острого носа было полукруглое выдающееся рыло, как у свиньи. Такие забрала за счет увеличения объема свободного места перед носом и ртом, увеличивали приток воздуха. Также использовались обычный плоский намордник без особых изысков, но с положеными смотровыми щелями и дыхательными отверстиями (4), и простая широкая прочная решетка закрывающая лицо (5). Крепление забрал было нескольких типов. Например клапвизор - защелка на лбу специальной конструкции, позволяющая крепить забрало, которое поднималось вверх как крышка, а в опущеном состоянии крепилось шнурком - так крепились плоские и решетчатые забрала. Или же два боковых ушка на шарнире - в такой конструкции забрало могло подниматься, могло откидываться вправо или влево, или вообще сниматься - так крепились собачьи и свиные головы.

Маленькое примечание насчет сварки, вдруг кто не знает. Сварка появилась задолго до открытия электричества. Так называемая кузнечная сварка делалась очень просто - раскалялись и совмещались два куска металла, на них помещался раскаленный железный прут, и по всему этому делу стучали молотом. При необходимости процесс разогрева и долбежки металла повторялся и на цельной конструкции. В XV-XVI веках технология обработки металла позволяла делать шлемы практически любой формы, без потери функциональности, и выделить отдельные типы стало очень сложно... Но они все-таки были.

Не прошло и ста лет, как в Италии появились, и нешироко распространились, барбюты (barbute). Конструктивно они почти не отличались от бацинетов, разве что пологи на них не крепились, так что носили их на кольчатые капюшоны, или без оных, при наличии подшлемника. Барбюты делались в форме колокола с вырезом для лица. Вырезы были различных форм - от Т-образного для глаз и носа, до полностью открытого лица. Для усиления на барбютах часто делался минимальный гребень, или скорее ребро жесткости. Тогда как бацинеты носило рыцарство, и лишь изредка пехота, с барбютами дело обстояло точно наоборот.

Примерно тогда же дальнейшее развитие получили и бацинеты с топхельмами, в лицах своих старших братьев - грейт бацинета (great bascinet) (6 и 7) и грейт хельма (greathelm) (8 и 9). В отличие от предков, эти шлемы прочно сидели на плечах.

6

7

8

9

В XV веке рыцари начали примерять салады (sallet). Полусферические покатые шлемы с узкими смотровыми щелями, намеком на поля и вытянутым хвостом, очень подходили к максимилиановским доспехам. Пехота носила две разновидности саладов - стандартный и круглый в плане - этакий переходный вариант между шапелем и саладом. У рыцарей был всего один вариант, правда форма зависела от географии - на востоке, в Германии, у саладов были длинные вытянутые хвосты (10), а к западу, к Франции, они почти исчезали (11). Это не было законом, просто так диктовала мода. Забрало могло быть монолитным (10) - тогда для улучшения обзора шлем просто сдвигали на затылок, или подвижным - поднимающимся целиком (11 и 12), или лишь нижней, под смотровыми щелями, частью (13).

Как видно на фотографиях, салады прикрывали голову лишь сверху, но не надо думать, что рыцари были идиотами. На двух последних фотографиях ясно видно горжет и подбородник. Навскидку может показаться, что между ним и шлемом все равно остается огромная уязвимая дыра, но на самом деле, когда скачешь навстречу рыцарю в максимилиане и выискиваешь дырочку, как раз туда хочется бить менее всего - щель исчезает, стоит лишь не задирать голову. А если вспомнить основную идею конструкции таких доспехов - масса желобков и инкрустации, чтобы копье противника попав, не соскользнуло в уязвимое место, то становится понятно, что салады и правда обеспечивали максимум защиты.

10

11

12

13

Но не саладом единым жило рыцарство. Тогда уже явно наметилось два пути развития шлемов: боевой - салады и армэ (armet), и турнирный - жабья голова (frogmouth) и решетка (не знаю как иначе назвать). Армэ - как раз тот шлем, который чаще всего ассоциируется с поздним рыцарством. Сферический, с нашейником, стоящий на плечах и закрепленный, подвижное забрало, иногда состоящее из двух частей - идеал! Видно хреново, дышать тяжело, голова еле поворачивается... Рыцарь мог совершенно свободно и осознанно выбирать свою судьбу сам. Вот посмотрите на примеры армэ, и вы меня поймете.

Другое дело - турниры. В XV веке они стали почти спортом (не надо вспоминать фильм Knight's Tale, все совсем не так!). Например во Франции только к середине-концу XVI века (не помню дату) эдиктом было запрещено выступать на турнире против членов королевской фамилии - после того как маршал Франции (кажется Баярд) турнирным копьем попал в глаз королю Франциску I, убив его моментально. Правда меня всегда повергал в шок этот факт, когда я вспоминал жабьи головы - шлемы специально сделанные для турниров (14,15,16).

14

15

16

17

Это был огромный, почти в ширину плеч, стальной горшок, с особой смотровой прорезью - нижний край выступал вперед и был выше верхнего (за что шлемы и получили название) - смотреть сквозь такую щель можно было лишь сильно наклонив голову, стоило ее чуть приподнять, и перед противником оказывалась сплошная стальная стенка. Изнутри шлем был полностью набит смягчающим материалом, чтобы голова не болталась даже при очень сильном ударе. Дышать в нем можно было лишь три минуты - потом воздух просто кончался. Справа на щеке могла быть небольшая дверца с отверстиями, когда она была открыта - воздух хоть как-то поступал. Зато в таком шлеме можно было безбоязнено затормозить падение с лошади головой в каменную стену, разве что стену пришлось бы чинить. Жабьи головы крепились к кирасе спереди и сзади, чтобы полностью исключить возможность пошевелиться - для турнирного столкновения копий это было не нужно.

Второй тип турнирных шлемов был не для копейной сшибки, а для пешей рубки. Стальная голова с огромной решеткой на лице - для обзора и дыхания (17). Изукрашивание таких шлемов иногда доходило до абсурда (справа).

В XVII веке прошла эпоха тяжелых доспехов. С появлением огнестрельного оружия латы стали украшать парадные залы, а им на смену пришли кирасы, что с сотни шагов держали пулю, морионы и бургиньоты. Морион - дальнейшее развитие и продолжение шапеля - вытянутая полусфера из двух клепаных или сварных половин, с приклепаными полями, и часто с гребнем. В зависимости от географии форма могла кардинально меняться - итальянский морион а'эргот был островерхним, почти без полей (не совсем, но почти 19 и 20), а классический испанский - полукруглый с широкими полями, загнутыми лодочкой (18). Также существовало множество переходных форм - вроде изображенного американского испанского (21).

В XVII веке морионы носили все и везде - признанная тогда лучшей испанская пехота в них дралась с французами за наследство и с индейцами за Эльдорадо, немецкие аркебузиры и швейцарские баталии отходили в морионах Тридцатилетнюю войну, всем известные французские мушкетеры, в том числе и гвардейские, носили шляпы только когда голове ничего не угрожало - иначе надевали морион.

18

19

20

21

Наряду с морионами популярностью пользовались и бургундские шлемы, так называемые бургиньоты, или же по-немецки штурмхаубе - дальнейшее развитие армэ. Бургиньоты могли быть с забралом - в таком виде их носила кавалерия, кстати, к тому времени в войнах уже появилась кавалерия, в отличии от рыцарства - конные рейтары и пистольеры. В бургиньотах с забралом ходили знаменитые железнобокие Кромвеля.


Я намерено пропустил много нетипичных, узко распространенных или недолго просуществовавших типов шлемов. Просто на голову для защиты можно одеть все, что угодно, но при этом есть что-то, что определяет эпоху. Теперь увидев на картине двести голов в шишаках, шапелях, и одну в бацинете, вы сможете уверенно сказать: "Да это четырнадцатый век!" А если эта голова будет в саладе, то век станет пятнадцатым. Хотя опять же оговорюсь - не было в истории ничего абсолютного. Можно встретить рыцаря в топхельме с каролингским мечом - от предков достался. Также можно встретить и француза в саладе с футовым хвостом - ну нравится ему такой! И еще - насчет исторической достоверности: гобелен из Байе - это единственное, по чему можно судить об одежде и вооружению армии Вильгельма Завоевателя, высадившегося на берега Британии в 1066 году. И таких провалов все больше, когда углубляешься в дебри истории.


Фотографии - из архивов фестиваля в Выборге, клуба Братина, и просто надерганы из сети.


Den Wailhorn